Патон Е. О. – «Основатель автоматической сварки»
Имя Е. О. Патона широко известно и среди ученых, и в кругах рядовых граждан Украины и мира. Научно-исследовательский институт электросварки в Киеве, носящий его имя, является воплощением передовой научной и организаторской идеи, которые пронес через всю свою жизнь директор и президент Украинской Академии наук Е. О. Патон.
В период с 1929 по 1938 годы Е. О. Патон с группой последователей разработал теоретическую основу и на практике реализовал способ электродуговой сварки под флюсом. В это же время основан и начинает расширяться киевский институт электросварки. Продолжением этих начинаний стала разработка новых технологий и оборудования, позволяющих вести сварку под флюсом в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Приблизительно в то же время группа Е. О. Патона делает первые опыты по массовому внедрению этих разработок в промышленном производстве.
В годы Второй мировой войны, с 1941 по 1943, Евгений Оскарович Патон исследует физические основы свариваемости металлов и горения дуги под флюсом. Что приводит к изобретению технологии сварки специальных сталей. Параллельно Патон осуществляет руководство работами по созданию сварных производств, машин различного назначения и создаёт новый класс сварных конструкций. При прямом участии ученого создаются технология и оборудование для автоматической сварки специальных сталей, применяемых в производстве танков, авиационных бомб и во многих других отраслях оборонной промышленности.
В тяжелые годы войны Патон Е. О. внёс весомый вклад в усовершенствование танкового производства. Внедрение автоматической сварки под флюсом позволило значительно увеличить выпуск танков Т-34. Экспериментально технология была опробована на заводе № 183, а после на других заводах по выпуску танков. Внедрение автоматов скоростной сварки (АСС) в 8-мь раз снизили трудозатраты на производство корпусов танка Т-34. Работа с АСС позволила задействовать в процессе сборки рабочих менее высокой квалификации, без особой специальной подготовки, и ощутимо снизила физическую нагрузку. Поэтому автосварщиками смогли работать подростки и женщины-разнорабочие, что стало большим подспорьем в дни войны.
Надо отметить, что технология автоматической сварки под флюсом сталей для брони, на тот момент, еще не была разработана нигде, кроме Советского Союза. Для сравнения, в США начали осваивать сварку под флюсом для выпуска бронированной техники только в последние месяцы перед окончанием войны.
В послевоенное время Е. О. Патон активно занимался теорией и экспериментами изучающими процессы свариваемости сталей различных классов. Одновременно им проводились изыскания в области оценки прочности сварных соединений, а также разработка новых систем флюсов, проволок и типов сварочного оборудования.
Многолетний опыт и результаты исследований стали, в 1949 году, основой открытия институтом им. Патона принципиально нового вида сварки – электрошлаковая сварка (ЭШС). Особенностью ЭШС стала возможность соединять детали больших толщин, в том числе и до нескольких метров. Презентация этой технологии, в 1958 году, на международной выставке в Брюсселе была отмечена большой золотой медалью «Гран-при». В то время этот вид сварки получил неофициальное название «Русская сварка». Со временем метод электрошлаковой сварки и наплавки обрели международную известность и стали применяться во многих странах мира.
Е. О. Патону принадлежит авторство в решении ряда задач в области сварного мостостроения. С 1946 по 1953 годы ученый руководит проектированием и участвует в процессе производственных этапов при возведении первых цельносварных мостов. Для монтажа мостов такой конструкции масштабно применяется автоматическая сварка.
При постройке крупнейшего в мире цельносварного шоссейного моста через Днепр в Киеве, Евгений Оскарович Патон возглавляет проектные, заводские и монтажные процессы, связанные с этим проектом.
Открытия, исследования и экспериментальные разработки Е. О. Патона признаны отечественными и мировыми научными и производственными сообществами. В честь великого ученого, в сентябре 1953 г., его именем назван один из самых больших цельносварных мостов – мост через Днепр в столице Украины.
Труды выдающегося исследователя и открывателя много раз были отмечены государственными наградами. Имя Е. О. Патона увековечено в названии института электросварки, который основал и возглавлял ученый.
Со времени первых шагов в области разработки сварочных процессов технологии автоматической и полуавтоматической сварки стали неотъемлемой частью многих производственных отраслей. Широкий ряд сварочных агрегатов, аппаратов и оборудования механизации сварки работают, основываясь на методах и разработках института электросварки и лично Е. О.Патона.
Оборудование для механизации сварочных работ
ООО “Индустриальное оборудование”
Дата последнего изменения: 06 11 2018 г.